logotype

Шедевры Айвазовского. "Пушкин на берегу Черного моря".

Пушкин на берегу Черного моря
Иван Константинович Айвазовский из череды великих мастеров, который всецело посвятил свое дарование "свободной стихии", как окрестил море Пушкин, и стал ее преданным певцом.
На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника - художник пера и художник кисти. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем", - вспоминал художник. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств. 
Айвазовский, всю жизнь преклонявшийся перед талантом величайшего русского поэта, посвятил ему позже целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта. Картина "Пушкин на берегу Черного моря" была создана в год пятидесятилетия со дня гибели А. С. Пушкина.

На картине море не спокойно, но это не буря, это не несчастья, это творчество, порывы мысли, эмоции, чувства души поэта. Различные цвета, в которые раскрашена стихия, также наталкивают на мысль о богатом внутреннем мире Пушкина. В его душе, мыслях переливается различными красками и оттенками творчество. Айвазовский изобразил Пушкина у моря необыкновенно.

Небо едино с морем, едино с поэтом. Краски светлее, но все оттеки моря присутствуют.  Темно синий цвет, как высота и глубина космоса, светлый зеленовато-серый, как символ надежды, открытой в будущее, розовый рассвет и торжественные розово-белые облака.

Горы – могучие и твердые. Но они не восстают против гения, они с ним заодно. Озаренные розовым оттенком справа и сливающиеся с тоном моря снизу картины.

И сам гений лежит на камне. В глазах его творчество, вдохновение, страсть. Они устремлены в морскую даль. Он единое целое с этим огромным миром. Стихия в нем, и он в стихии. Можно предположить — море было вдохновляющей силой для гения. Айвазовский в картине “Пушкин на берегу Черного моря” прочувствовал это и мастерски передал на полотне.

Айвазовский использовал необыкновенные оттенки Черного моря, цвета изумительны. Море лазурного светлого тона с белым окаймлением волн, этот тон переходит в более темный зеленоватый оттенок на скалах, зеленоватый смешивается с коричневым. Какая гармония, какое единство и великолепие.

В тот же год была написана и другая - одна из лучших картин на пушкинскую тему - "Прощание Пушкина с морем", над которой И. К. Айвазовский работал в содружестве с И. Е. Репиным. (Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский - пейзажный фон).

Прощание с черным моремПоэт находится на самом крае скалы, у подножья моря, в руках он держит шляпу, волосы развеваются на ветру. Пушкин выглядит спокойным, он смотрит вдаль на морское безбрежье, где грозно раскатываются волны. Все ближе и ближе надвигаются страшные тучи, но кажется, что поэта этот момент совсем не тревожит. Он прощается с морем, как со старым другом.

 

Складывается мнение, что они больше не увидятся никогда. Репин изобразил поэта с чуть приоткрытым ртом, словно он читает морю, посвящённые ему стихи, а оно отвечает ему волнами, которые бьются о скалы. Море словно что – то отвечает своему старому другу, оно не хочет его отпускать, на прощанье грозно разбивая волнами о скалы, высказывая недовольство.

2018  Иван Константинович Айвазовский    globbers joomla templates
Знаменитые художники России